Пятая встреча сестер милосердия и духовников сестричеств Тульской митрополии из образовательного цикла «Духовно-нравственные и практические аспекты диаконического служения сестер милосердия» прошла в Спасо-Преображенском мужском монастыре г. Белёва Белёвской Епархии.
По окончании соборной молитвы работу собрания открыл руководитель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Белёвской епархии протоиерей Димитрий Ерохин: «Досточтимые отцы, братья и сестры! Вот и прошел уже целый ряд семинаров, состоявшихся в храмах и монастырях Тульской епархии. Это были насыщенные событиями встречи, адресованные сестрам милосердия и духовникам сестричеств, действующих в Тульской митрополии. А сегодня радушный прием нам оказывает Белёвская епархия.
Нас ожидают содержательные доклады, посвященные сестринскому служению — служению Любви, к которому вас призвал Бог. Не случайно Сам Господь вкладывает особенно в женские сердца чувства сострадания, милосердия и любви. Когда я вижу жертвенное служение сестер милосердия из сестричества во имя святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы г. Ясногорска, их горение ко Христу, их желание помочь людям, я ловлю себя на мысли: «А способен ли я оказать поддержку страждущему в той же степени, как это делают сестры?»
Путь, выбранный всеми вами, дорогие сестры, был бы невозможным, если бы ваши сердца не горели искренней любовью. Наши встречи показывают, как много в Тульской митрополии христианок, сестер, старающихся всей своей жизнью послужить Богу и ближнему! Через это спастись самим, и, быть может, привести ко Спасению окружающих нас людей. И от этого так отрадно становится на душе. Вспомним слова Христа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).
Люди, которые еще не пришли в храм, не познали Бога, видя ваши дела, возможно, через это придут ко Христу. Вы откликаетесь на чужую боль и беду и проповедуете Христа. Через ваши дела и в других сердцах зажжется огонь веры.
Мы знаем, сколько негатива обрушивается сейчас на верующих людей, священнослужителей. Средства массовой информации буквально пестрят броскими заголовками, смысл которых ничтожен. И, напротив, замалчивается тот объем работы, служения, которое осуществляется Церковью во всей Её полноте и масштабе.
Ярким примером такой всеобъемлющей Церковной деятельности является Марфо-Мариинская обитель милосердия. Сегодня вместе с нами старшая сестра Свято-Елисаветинского сестричества Марфо-Мариинской обители милосердия Любовь Геннадьевна Митичкина, выступление которой нам еще предстоит услышать. Любовь и заботу в этой обители находят все: взрослые и дети, больные, престарелые и немощные. И это видят люди, соприкасающиеся с сестрами милосердия.
Позвольте поблагодарить всех вас за то, что вы несете свое служение; за то, что вы нашли время и силы, чтобы проделать этот неблизкий путь в Белёв, находящийся на южной окраине Тульской области. Мы находимся уже совсем недалеко, всего в 60 км. от одного из известнейших духовных центров России — монастыря Оптина Пустынь.
Спаси всех, Господь! Желаю плодотворных трудов во славу Божию!».
Гостей сердечно приветствовал наместник Белёвского Спасо-Преображенского монастыря игумен Арсений (Девятериков), рассказавший о восстановлении монастыря, городском прошлом и лицах Императорской фамилии, связанных с историей Белёва.
«От лица монастырской братии рад приветствовать всех вас в стенах этой древней обители богоспасаемого града Белёва, являющегося ровесником Москвы. Наш город издавна славился своими православными традициями и богатым духовным опытом.
Вы являетесь служителями милосердия, творящими самую главную Божественную Заповедь — Заповедь Любви! Рады, что можем хотя бы косвенно поучаствовать в ваших делах. Подобные конференции необходимы. Обмен опытом всегда приносит большую пользу, помогает решать неизбежно возникающие насущные проблемы, определяет ваш дальнейший путь служения ближним».
Коснувшись истории женского Крестовоздвиженского монастыря г. Белёва, основанного в 1625 году, отец Арсений обратил внимание на преемственность поколений и отметил, что в период расцвета монастыря в конце XIX, начале XX века, число насельниц достигало 300 человек. Сестры несли свой подвиг в больнице, богадельне, приюте для девочек-сирот, действовавших при монастыре. «Белёвская земля обильно удобрена подвигами служения Богу и людям через сотворение дел милосердия и любви», — подчеркнул отец наместник. По-отечески тепло звучали слова напутствия всем сестрам милосердия: «Помогай вам, Бог, в ваших трудах и нелегком служении! Молитвенно желаю, чтобы Господь всегда укреплял вас, даровал вам силы, здравие и благое поспешение в ваших начинаниях!».
Старшая сестра Свято-Елисаветинского сестричества Марфо-Мариинской обители милосердия г. Москвы Любовь Геннадьевна Митичкина представила вниманию слушателей содержательный доклад, посвященный как истории создания Марфо-Мариинской обители, неизвестным страницам судьбы её основательницы — Великой княгини Елизаветы Фёдоровны, так и современной жизни монастыря, продолжающего традиции сочетания молитвы с деятельной помощью ближним.
На сегодняшний день при Обители милосердия существуют: Елизаветинский детский дом, развивающий центр для детей с ДЦП «Елизаветинский сад», патронажная группа помощи пожилым людям, группа работы с просителями (продуктовая помощь); Марфо-Мариинский медицинский центр «Милосердие», включающий в себя, в свою очередь, 4 проекта: детская выездная паллиативная служба, реабилитационный центр, респис (социальная передышка для семей с неизлечимо больными детьми) и Дети.pro (всесторонняя поддержка детей с особенностями развития в московских интернатах).
Любовь Геннадьевна поделилась своими впечатлениями от поездки в Югорскую епархию, рассказала о знакомстве с руководителем Отдела социального служения Екатеринбургской епархии, духовником сестер протоиереем Евгением Попиченко. В продолжение своего выступления старшая сестра милосердия Свято-Елисаветинского сестричества Марфо-Мариинской обители привела несколько фрагментов из доклада отца Евгения, значимых для каждого сестричества, его духовника и сестер. Современным общинам сестер милосердия приходится открывать новую главу истории, ведь в дореволюционный период сестричества создавались, как правило, по инициативе светских организаций по ряду объективных причин: война, массовые заболевания и т.п. Исключением стало сестричество, созданное при Покровском храме Марфо-Мариинской обители, где служение страждущим совмещалось со служением в храме.
«В современном мире мы берем пример с сестричеств, существующих уже более 20 лет, что позволяет нам избежать определенных ошибок. Все создаваемые сейчас сестричества действуют при храмах. Социальное служение стало мощным посылом для оказания помощи ближнему. Господь обращается к каждому из нас: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Служение сестры милосердия — это выход из зоны привычного существования, комфорта обычных мирянок и даже прихожанок храмов. Поэтому не каждая сестра и не каждый человек готов в полной мере пойти на такое служение. Тем не менее, есть сестры и братья, которые хотят сделать нечто большее, чем быть просто прихожанином.
Многие из присутствующих здесь сестер облачены, имеют кресты на своих челах. По благословению священника сестра принимает этот крест, крест своего служения. Крест дает сестре сугубую благодать, потому что это — служение милосердия. И этот крест заметен Богу, дьяволу и людям.
Мы все наблюдаем, как происходят искушения в нашей жизни: непонимание, конфликты в семье, скорби и страдания, которые переносит сестра в процессе служения. Каждая сестра должна понимать, что это — происки лукавого. И все эти сложности можно преодолеть с Богом и со своим духовником.
Крест этот хорошо виден людям! В больничную палату вошла не просто женщина, не социальный, не медицинский работник, а сестра милосердия. С ней можно обсуждать не только вопросы по уходу, но и вопросы духовного порядка. Там, где появляется сестра, возникает связь храма и внешнего мира. Вслед за сестрой приходят и добровольцы, образуется пост, некая организация.
Невольно возникает вопрос: «Зачем сестра все это делает?». Сестричество- это создание особой среды для Спасения души, это весьма ответственный шаг в жизни сестры, вступающей в него.
Опираясь на мнение отца Евгения Попиченко, цитировавшего слова классика: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?», Любовь Геннадьевна осветила и некоторые проблемные моменты деформации у сестер милосердия. Была затронута тема «соответствия ожиданий», тесным образом связанная с так называемым синдромом профессионального выгорания, характеризующимся отсутствием энергии, эмоциональным истощением.
Евангельская притча о десяти девах: мудрых и юродивых, испытавших нехватку елея, повествует о том, что человек, его душа — это сосуд для принятия елея. Как спастись? Где сестре взять этого елея? Поиск ответа на возникающие вопросы и является совместной задачей сестры милосердия и её духовника, умеющего понять и поддержать сестру в её чаяниях, страданиях и переживаниях, и не допускающего истощения.
Это и совместная задача всех сестер, всего сестричества в целом. Безусловно, наша поддержка и опора — это семья.
Вершиной наших добродетелей должно стать смирение. Служение милосердия — это путь, на который мы встали, и не должны с него уходить.
Бывают моменты, когда сестра переживает состояние уныния, сталкивается с неблагодарностью подопечных. Авва Дорофей приводит изречение о том, что «путь смирения — телесные труды в разуме». Каждый из нас несет некое бремя грехов. Понимая, что «достойное по грехам своим приемлю», сестра должна принимать и преодолевать все эти трудности.
А когда сестру хвалят, она не должна обольщаться, а говорить себе, что «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10).
Выступление Татьяны Николаевны Кожевниковой, заслуженного врача РФ, профессора кафедры педиатрии Медицинского института ТулГУ, председателя Общества православных врачей во имя святого блаженного Иоанна, Тульского Чудотворца, члена исполкома Российского общества православных врачей на тему: «Адаптивный профессиогенез социального служения. Баловать, или не баловать больного?» удивительным образом перекликалось с предыдущим сообщением.
Любой профессиогенез включает в себя не только рост и совершенствование, но и истощение, и разрушение, деформации и деструкции, отрицательно сказывающиеся на динамике и траектории профессиональной судьбы. В наибольшей степени деформациям подвержены социономические профессии типа «Человек-Человек».
Перечислив профессиональные стрессоры — причины синдрома профессионального выгорания (строго установленный режим работы, большая эмоциональная насыщенность взаимодействия, где в качестве реципиентов выступают люди больные, с тяжелой судьбой, неблагополучные дети и подростки, преступники, пострадавшие в катастрофах, рассказывающие о своих страхах, страданиях, ненависти), докладчик привела слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Храни в себе спокойствие духа и не возмущайся, не раздражайся никакими противностями, обидами, неисправностями, неправдами — и вот ты будешь наслаждаться всегда здравием душевным и телесным. Волнение, возмущения, огонь страстей различных порождают в нас множество болезней душевных и телесных».
Ссылаясь на труды известного русского врача Е.С. Боткина, понимавшего «балование» как настоящее человеколюбие, естественное, нормальное, профессиональное отношение к пациенту, и возвращаясь к веку нынешнему, был сделан вывод, что «совершенно недопустимо, чтобы больной использовал врача и медицинский персонал как механического исполнителя своей воли, сообразно собственным взглядам. В негативном смысле «балование» означает предоставление больному такого режима, который ведет не к выздоровлению, а к отрицательным результатам лечения и осложнениям. В этом случае баловать больного- это попустительствовать ему, потакать его распущенности и безответственности».
Председатель Общества православных врачей во имя святого блаженного Иоанна, Тульского Чудотворца, отметила: «Врачи и священнослужители делают одно общее дело. Сохранить физическое здоровье пациента помогают медики, а окормлением духовного здоровья занимаются священники.
Сегодня мы собрались уже на пятую совместную встречу. И врачи, и священники, и сестры милосердия выражают единое мнение: «Подобные семинары нужны!».
(По материалам сайта Отдела по благотворительности и социальному служению Тульской епархии http://deloblago.ru )